Британский дизайн: от Уильяма Морриса к цифровой революции 03.10.2014 – 30.11.2014г.

15 Октября 2014  

В рамках Перекрестного Года культуры Великобритании и России  в ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдет выставка Московского музея дизайна «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к Цифровой революции». Камерная по составу, но фундаментальная по содержанию выставка – диалог искусства дизайна XIX и XXI веков. В экспозиции будут представлены 12 экспонатов знаменитых художников и дизайнеров XIX века из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон) и 20 работ современных дизайнеров. 

Переосмысляя актуальные задачи времени, каждая эпоха создает свою эстетику, на которую влияет как мировоззрение человека, развитие его творческого мышления, так и технологический прогресс.

Дизайн зародился в середине XIX века в Великобритании, стране, где началась Промышленная революция. В этот период производство становится серийным, ремесленника заменяет машина. Реакцией на это стало возникновение во второй половине XIX века «Движения искусств и ремесел», во многом определившего развитие дизайна начала ХХ века. 

Лидер и идеолог движения – Уильям Моррис, вдохновленный трудами писателя и теоретика искусства Джона Рескина, выступал за сохранение богатых национальных традиций декоративно-прикладного искусства.  Идеалом для Морриса служил средневековый мастер-ремесленник, вручную изготавливающий каждую вещь. Однако эстетика Морриса не была прямым копированием культурного наследия прошлого. В основе созданной им художественной системы –  синтез архитектуры, живописи и декоративного искусства.

Современник Уильяма Морриса – Кристофер Дрессер, стал первым независимым и коммерчески успешным промышленным дизайнером. Дрессер искал новые визуальные формы – эстетически привлекательные, но не требующие для реализации сложных промышленных технологий. Он подходил к дизайну с точки зрения функциональности: форма и материал должны соответствовать назначению вещи. Во многом на его взгляды, опередившие время, повлияло увлечение традициями искусства Японии. Дрессер не использовал напрямую японские мотивы, не пытался их копировать – он переосмыслил их, создав свою эстетику. 

Идея синтеза искусств Уильяма Морриса и функциональный подход  Кристофера Дрессера  определили пути дальнейшего  развития британского дизайна.

В ХХ веке цифровые технологии сменили аналоговые и механические. Компьютерное моделирование, 3D печать, лазерная резка к началу 2000-х годов применялись уже для производства не только отдельных деталей, но и законченных промышленных изделий. Этот процесс получил название «Цифровая революция» или «Новая индустриальная революция».

Экспозиция выставки построена по принципу диалога предметов, созданных в XIX и ХХI веках. Это дает возможность оценить актуальность произведений основоположников британского дизайна и проследить преемственность традиций в работах современных авторов. 

Рисунок Уильяма Морриса «Ветви ивы» (1887), представленный в экспозиции, стал основой для видеопроекции Кристофера Пирсона «Взгляни на свои стены» (2006). Пирсон с помощью современных технологий создал «обои», рисунок которых не статичен, а изменяется на поверхности стены: распускаются бутоны цветов, растут ветви, опадают листья.

Выполненные Кристофером Дрессером с использованием металла предметы сервировки (1878) минималистичны; главное в них – материал и тщательно разработанная форма. Две пары ваз «Раскол» (2008) знаменитого архитектора Захи Хадид из единого металлического блока также лишены декоративных элементов. 

Кресло, созданное шотландским архитектором Чарльзом Рени Макинтошем в 1917 году, имеет подчеркнуто лаконичный геометрический силуэт. Стул «Воплощение» (2002), изгибы которого повторяют контуры человеческого тела, спроектирован Джулианом Майором в минималистической эстетике. 

Поиски способа визуализации музыки занимали художников и композиторов начала ХХ века. Британский мультимедиа-художник Дэвид Куайола воплотил их идеи в аудиовизуальной инсталляции «Пейзажи Равеля» (2014), в которой звуки музыкальных произведений Мориса Равеля преобразуются на экране в изображения, напоминающие движущиеся ландшафты.

Выставка «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к Цифровой революции» позволит совершить краткий экскурс в прошлое и будущее британского дизайна: от классиков XIX века к главным тенденциям современности.


Возврат к списку


ВАЖНО

Мы организуем только индивидуальные экскурсии. Группы не набираем!

НОВОСТИ

3 Октября 2017
Выставка Густав Климт. Эгон Шиле.
Закажите индивидуальную экскурсию на выставку Густав Климт. Эгон Шиле.

11 Сентября 2017
Выставка китайского художника Цая Гоцяна

17 Августа 2017
Экскурсии в Большой Кремлевский дворец!
Мы проводим экскурсии в Большой Кремлевский дворец!

12 Июля 2017
Cоглашение на обработку персональных данных для ваших сайтов
Дорогие Друзья! В связи со вступлением в полноценную силу с 1 июля 2017 года закона "О персональных данных" просим обратить Вас тщательное внимание и ознакомиться с текстом ниже.

19 Мая 2017
«Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе».

3 Апреля 2017
Выставка "Зинаида Серебрякова"

15 Марта 2017
Выставка "Энди Уорхол. Вымирающие виды"

3 Марта 2017
Выставка "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель"

1 Марта 2017
Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968

22 Февраля 2017
"Оттепель: лицом к будущему"