Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина

16 Сентября 2015

Дата проведения : 15 сентября 2015 г. - 10 января 2016 г.
Место проведения: ГМИИ им. А.С. Пушкина (главное здание), ул. Волхонка, 12


На нынешней экспозиции будет представлена знаменитая работа мастера «Мальчик, укушенный ящерицей» и картины ведущих западноевропейских художников XVII–XVIII веков, которые в большой мере испытали влияние Караваджо.

Уникальность выставки в том, что она включает работы, привезенные из Италии, принадлежащие Фонду Роберто Лонги во Флоренции, а также работы, находящиеся в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В общей сложности на ней будет показано свыше 50 произведений живописи.

Тридцать картин из Фонда Лонги составляют часть богатой коллекции, собранной ученым и критиком Роберто Лонги (1890–1970), одним из видных представителей мировой искусствоведческой науки. Cегодня, как и при жизни Роберто Лонги, эта коллекция хранится на принадлежавшей ему вилле (Villa il Tasso) во Флоренции, где теперь располагается крупный центр изучения итальянского искусства эпохи Ренессанса и барокко.

 Ядром экспозиции является знаменитое полотно «Мальчик, укушенный ящерицей» (1594), относящееся к раннему периоду творчества Караваджо. Экспозицию логически продолжают работы его первых последователей, Орацио Борджанни (1578–1616) и Карло Сарачени (1570–1620), чьи произведения не часто встречаются за пределами Италии.


Северный караваджизм представлен на выставке композицией Дирка ван Бабюрена (1595–1624) «Взятие Христа под стражу», а также двумя работами художника долго жившего на Сицилии, Маттиаса Стомера (1600–1650) – «Архангел Рафаил в доме Товита» и «Исцеление Товита». В этом разделе экспозиции будет выставлен признанный шедевр Валантена де Булоня «Отречение святого Петра» (1591–1632) – один из лучших образцов творчества этого французского художника.

Весомый вклад испанской школы в интернациональное караваджистское движение наглядно демонстрируют пять превосходных полотен серии «Апостолы», недавно справедливо отнесенных к творчеству Хусепе Риберы (1591–1652), работавшего в Неаполе.

Зрители также увидят выдающиеся по качеству картины Бартоломео Пассаротти (1529–1592), который в своем творчестве предвосхитил натурализм Караваджо, Джованни Ланфранко (1582–1647) и Джачинто Бранди (1621–1691), переосмысливших уроки караваджизма в духе высокого барокко, Гвидо Рени (1575–1642), внесшего свой несомненный вклад в интерпретацию классической традиции в XVII веке.

На выставке будут показаны произведения трех «живописцев реальности» (термин, введенный самим Лонги) – Джакомо Черути (1698–1767), Фра Гальгарио (1655–1743) и Гаспаре Траверси (1722–1770) – которые уже в следующем, XVIII столетии продолжали черпать вдохновение в традициях натурализма, заложенных Караваджо.

Выставка, организованная в ГМИИ им. А.С. Пушкина, дает блестящую возможность показать 30 работ из собрания Фонда Лонги вместе с хранящимися в Музее картинами круга Караваджо – произведениями итальянских, французских, голландских и испанских мастеров. Таким образом, посетители получат уникальную возможность сравнить уровень исполнения и индивидуальный почерк художников. Это тем более увлекательно, что речь идет о произведениях видных мастеров, таких как Анджело Карозелли, Караччоло, Валантена де Булоня, Геррита ван Хонтхороста. Среди картин, достойных особого внимания, выделяется «Коронование терновым венцом» Томмазо Салини (1575–1625), художника, не представленного в собрании Фонда Лонги, поскольку изучение его творчества стало итогом исследовательской работы последних десятилетий.

 Выставка также поможет понять и оценить масштаб личности Лонги-коллекционера. Собранные им произведения отражают глубокий интерес к творчеству Караваджо и мастеров его круга, который ученый пронес сквозь всю свою жизнь, а благодаря превосходному знанию истории искусства и индивидуальной манеры художников Лонги удавалось приобретать первоклассные произведения живописцев, чьи имена еще не пользовались известностью. Среди них шедевр Анджело Карозелли (1585–1662) «Аллегория бренности» (ок. 1608 – 1610), работа неаполитанского караваджиста Батистелло Караччоло (1578–1635) «Положение во гроб» и два полотна Маттиа Прети «Концерт» (1620) и «Сусанна и старцы» (1656–1659). Своей известностью Маттиа Прети во многом обязан юношеским трудам Роберто Лонги о художниках так называемого натуралистического направления. Выставка в полной мере дает представление о том, сколь важную роль играли в научной биографии Лонги исследования о творчестве Караваджо и его ближайших последователей, которых принято называть караваджистами.

Своего рода сюрпризом для посетителей выставки станет большая алтарная композиция Джованни Бальоне (1566–1643), учителя Томмазо Салини, приобретенная для собрания ГМИИ в конце 2014 года. Некоторые произведения, в частности полотно Батистелло Караччоло и две работы Хусепе Риберы, специально прошли реставрацию и впервые предстанут перед публикой.

Возврат к списку


ВАЖНО

Мы организуем только индивидуальные экскурсии. Группы не набираем!

НОВОСТИ

3 Октября 2017
Выставка Густав Климт. Эгон Шиле.
Закажите индивидуальную экскурсию на выставку Густав Климт. Эгон Шиле.

11 Сентября 2017
Выставка китайского художника Цая Гоцяна

17 Августа 2017
Экскурсии в Большой Кремлевский дворец!
Мы проводим экскурсии в Большой Кремлевский дворец!

12 Июля 2017
Cоглашение на обработку персональных данных для ваших сайтов
Дорогие Друзья! В связи со вступлением в полноценную силу с 1 июля 2017 года закона "О персональных данных" просим обратить Вас тщательное внимание и ознакомиться с текстом ниже.

19 Мая 2017
«Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе».

3 Апреля 2017
Выставка "Зинаида Серебрякова"

15 Марта 2017
Выставка "Энди Уорхол. Вымирающие виды"

3 Марта 2017
Выставка "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель"

1 Марта 2017
Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968

22 Февраля 2017
"Оттепель: лицом к будущему"