Выставка "Зинаида Серебрякова"

3 Апреля 2017 Дата проведения: 5 апреля — 30 июля 2017 года
Место проведения: Третьяковская галерея, Лаврушинский пер., 12 (Инженерный корпус)



Третьяковская галерея открывает важнейший проект сезона — ретроспективу работ Зинаиды Серебряковой, одной из первых и самых любимых публикой в России профессиональных женщин-художников. Это наиболее полный за прошедшие 30 лет монографический показ её произведений. Он размещен на двух этажах Инженерного корпуса. Такое исключение, когда все выставочное пространство здания предоставлено одному мастеру, до настоящего времени было сделано только для ретроспективы Марка Шагала.Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884–1967), представительница прославленной творческой династии Бенуа — Лансере, художник русского зарубежья, принадлежала к плеяде мирискусников "второй волны". С тех пор как в 1910 году полотно "За туалетом. Автопортрет" (1909) было приобретено Советом Третьяковской галереи на VII выставке Союза русских художников и вошло в экспозицию музея, стала расти известность Серебряковой на Родине.

В своем творчестве, стилистически близком неоакадемическому направлению, она создала наиболее обаятельные в русском искусстве женские и детские образы.Структура выставки, построенной в формате кураторского исследования, включает несколько разделов: ранние произведения, портреты, крестьянский цикл, натурные наброски балерин, пейзажи, эскизы росписей Казанского вокзала в Москве, работы парижского периода, бельгийские панно, а также марокканская серия. Акцент в экспозиции сделан на самом плодотворном — русском периоде творчества Серебряковой, когда были созданы важнейшие, знаковые произведения мастера.

Все наиболее известные работы русского периода собраны на третьем этаже Инженерного корпуса, на втором — произведения, выполненные в эмиграции – во Франции, Италии, Бельгии и Марокко.Самые ранние, почти детские работы Серебряковой позволяют проследить формирование и развитие ее таланта. Молодая художница изображает уютные сцены домашней жизни, учебные классы, сельские мотивы, а также увиденное во время заграничных поездок. В эти же годы появились первые автопортреты, отражающие сложную гамму чувств взрослеющей девушки. В картине "За туалетом. Автопортрет" Серебрякова представляет себя в отражении в зеркале, что привносит оттенок интимности и одновременно создает отстраненность.Портреты близких родственников и друзей передают атмосферу дома Серебряковых и теплоту домашней обстановки. Наброски маленьких детей в Нескучном и изображения подрастающих детей в доме Бенуа в Петрограде отличаются легкостью, точностью, но и глубиной содержания. На картине "За завтраком" 1914 года изображены дети Серебряковой – Евгений, Александр и Татьяна. Групповой портрет представлен как жанровая сцена, в которой большую роль играет натюрморт.Крестьянская тема представлена портретными зарисовками, этюдами и законченными картинами: "Жатва" и "Беление холста" (1917).

Торжественная величавость и спокойная созерцательность героинь привносит в простой трудовой процесс оттенок ритуального действа, картина превращается в эпическое повествование.Серия портретов балерин, исполненных маслом, темперой и акварелью, представляет собой наброски с юных танцовщиц и раскрывает закулисный мир гримерных Мариинского театра.

Открытием для публики станет пейзажный цикл Серебряковой. Она обладала даром тонко чувствовать и с присущей ей изысканностью передавать в работах самую суть природы. Среди произведений русского периода представлены пейзажи родового имения Нескучное, написанные преимущественно темперой; их отличает картинная законченность и эпическое звучание. Эту серию дополняют натурные наблюдения Крыма и Царского Села.

В специальный раздел выделены эскизы монументальных росписей к Казанскому вокзалу в Москве — первый опыт работы Серебряковой в коллективном монументальном проекте. Ею были сделаны композиции, символизирующие страны Востока — Турцию, Индию, Сиам и Японию. Каждую из стран она представила в виде обнаженной девушки с характерными этническими чертами лица и атрибутами. Фигуры в сложных ракурсных поворотах заключены в восьмиугольные рамы. Эскизы не были реализованы из-за начавшихся революционных событий. Выставка раскрывает новые грани парижского периода Зинаиды Серебряковой. Портреты и пейзажи, привезенные на выставку из французских коллекций, впервые демонстрируются российскому зрителю. Более половины жизни, начиная с 1924 года, З.Е.Серебрякова жила во Франции. В первое время круг портретируемых лиц составляли по преимуществу русские, находящиеся в эмиграции, а также ее знакомые по петербургской жизни. Экспонируются пейзажи, созданные во французской Ривьере, в Провансе, Бретани, а также в Швейцарии и Италии.

Возврат к списку


ВАЖНО

Мы организуем только индивидуальные экскурсии. Группы не набираем!

НОВОСТИ

3 Октября 2017
Выставка Густав Климт. Эгон Шиле.
Закажите индивидуальную экскурсию на выставку Густав Климт. Эгон Шиле.

11 Сентября 2017
Выставка китайского художника Цая Гоцяна

17 Августа 2017
Экскурсии в Большой Кремлевский дворец!
Мы проводим экскурсии в Большой Кремлевский дворец!

12 Июля 2017
Cоглашение на обработку персональных данных для ваших сайтов
Дорогие Друзья! В связи со вступлением в полноценную силу с 1 июля 2017 года закона "О персональных данных" просим обратить Вас тщательное внимание и ознакомиться с текстом ниже.

19 Мая 2017
«Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе».

3 Апреля 2017
Выставка "Зинаида Серебрякова"

15 Марта 2017
Выставка "Энди Уорхол. Вымирающие виды"

3 Марта 2017
Выставка "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель"

1 Марта 2017
Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968

22 Февраля 2017
"Оттепель: лицом к будущему"